Первая эпоха — возникновение мира
(с точки зрения бессмертной Хальвен)
Хальвен — бессмертная, которая со времен создания мира жила в своих владениях между современными Аранией и Марасканом. Она была из тех немногих бессмертных, которые отказались от своего законного места в Альверане, и оставалась в Третьей Сфере, пока конфликт с великим драконом Пирдакором не положил этому конец. Для проживания в мире она даже решилась принять форму великанши. Хальвен известна не только как покровительница людей, особенно сумурров, но и как превосходная ясновидящая. Но предвидела ли она свой собственный рок, остается скрытым за завесой истории. Так или иначе, Пирдакор яростно атаковал ее и в конце концов уничтожил.
Эпохи
История мира Авентурии делится на эпохи или эры. У людей распространены минимум два разных взгляда на их разделение. Другие народы придерживаются другой классификации. Например, оркские жрецы Тайраха выделяют Хруаг Марухк, то есть Старение Богов, а у священников людей-ящеров существует период Цсаах’Т.
Среди ученых считается, что, мир либо находится в стадии перехода от Одиннадцатой к Двенадцатой Эре, либо, с падением Борбарада, Двенадцатая Эпоха уже началась, но большинству населения Авентурии концепция эпох не известна. Любой народ полагает, что текущая эпоха принадлежит именно его расе. И большинство из них ожесточенно сражаются за господство, мнимое или реальное, чтобы завоевывать его или хотя бы удержать.
Теория эпох даже у авентурийских ученых не очень популярна и во многом спорна. В основном из-за того, что люди являются довольно молодой и примитивной расой, пусть сама эта мысль мало кому понравится. Представление об эпохах имеют, помимо нескольких мистиков и ученых-историков хесиндианской церкви, лишь несколько героев, осведомленных о закулисной стороне недавнего конфликта с Борбарадом, и те, кто знаком с Хрониками Драконов. Даже свидетели пророчества Птицы Мирозданья у Раштуль-Кандшарота в окрестностях Драконии принялись выяснять, что все это значит, только после того, как услышали от нее о начале кармакортеона (объяснение термина кармакортеон смотрите ниже).
Интересно, что ящеролюды издавна знакомы с этой теорией, вероятно, потому, что они поклоняются Ссад’Навву как богу, и Преступник Времени по-прежнему следит за ходом происходящего. Мудрейшим из троллей также известно о последовательности эпох. Их народ существует с древнейших времен и считает это знание, передаваемое духами предков, само собой разумеющимся. Оркский Айкар Брацораг, избранник одного из богов, сотворивших орков, воспринимает текущую эру зарей эпохи орков, за которую нужно бороться. Очевидно, он полагает, что кармакортеон наступит не скоро. Эльфы о теории эпох умалчивают или просто ею не интересуются, а гномы, как известно, признают только так называемый Век Героев, наступление которого, похоже, совпадает с началом недавнего кармакортеона.
Все же, деление на эпохи (или эры) — не голая теория или чисто человеческое изобретение. Мы, как редакторы, должны отметить, что история Авентурии упорядочена, даже если ее внутренняя периодизация у разных народов в разные времена имела разночтения. В приложении вы найдете сравнение разделения эпох у разных культур.
По наиболее распространенной среди ученых хесиндианской традиции перечень эпох следующий:
- 1-я эра: Создание
- 2-я эра: Войны гигантов
- 3-я эра: Время драконов
- 4-я эра: Время троллей
- 5-я эра: Время Безымянного
- 6-я эра: Время первых народов Прайоса
- 7-я эра: Время многоногих («невыразимых»)
- 8-я эра: Забытая Эпоха
- 9-я эра: Время морских существ (Ламария)
- 10-я эра: Время ящеров
- 11-я эра: Время долгоживущих, или старых, народов (имеются в виду эльфы и гномы)
- 12-я эра: Время короткоживущих народов
- 13-я эра: Последняя Битва — конец мира
Как обычно с человеческими теориями, классификация не совсем точна, и в этой книге мы ознакомимся с другими точками зрения. Длительность эпох не имеет конкретных временных рамок, но можно предположить, что они длятся от нескольких тысяч лет до нескольких сот тысячелетий (особенно первые эпохи). Смена эпох происходит не резко, а с переходным периодом, который называется кармакортеон.
Мистики говорят, что в переходный период решается, какой народ будет доминировать в предстоящей эпохе. Откровенные святотатцы утверждают, что в это время боги дерутся за право остаться в грядущем веке в божественном Альверане, а проигравшие становятся «низшими» богами или полубогами. На самом деле выбирает Кха, установивший основные законы вселенной, в то время как на богов возложен контроль за судьбами мира в наступающей эре. Впрочем, все эти теории есть нечто, с чем не следует знакомить ваших героев, если они не мечтают о скорой встрече с инквизицией…
Эксперты спорят, идет ли сейчас кармакортеон между Одиннадцатой и Двенадцатой эпохами, или уже наступила Двенадцатая эра. Церковь Двенадцати неистово отрицает последнее, потому что тогда, в соответствии с традицией, миру в любой момент может настать конец и неизбежно начало войны богов.
Далее мы начинаем подробное ознакомление с взглядами великанши Хальвен.
Время до начала времен
Это сложно понять, но как известно, до начала времен не было ничего, кроме хаоса. Всеохватывающего хаоса. Не того, который, по вашим представлениям, обычно царит в студии некого сумасбродного мага. В хаосе, о котором я говорю, нет ни студий, ни комнат, ни даже верха и низа. Поскольку само это понятие означает полное отсутствие какого-либо закона и порядка.
Итак, не было ни элементов, ни Дере, ни Сфер и, конечно, абсолютно никаких живых существ — даже хоть какого-то порядка вещей. Само время не существовало. Поэтому просто невозможно сказать, сколько длился этот период — в безвременье он мог продолжаться как вечность, так и крошечное мгновение. Или, если хотите, не так и не иначе, поскольку не было никаких мгновений и никакой вечности.
Загадочно? Загадочно!
На данный момент мы должны извинится за несколько необычных формулировок, использованных нашим летописцем для описания Первой Эпохи. Но как их избежать, если описывать мир, который еще не существует? И, несмотря на отсутствие времени, не использовать слово «момент» для момента, когда начинается ход времени…
Давайте признаем: история создания мира, в конечном счете, должна быть понятной людскому (эльфийскому, гномьему, тролльему…) воображению. Древние существа, такие как Хальвен или появившийся позже Фульдигор, еще могут осознать, как все происходило, но наш язык не в состоянии передать это точным образом. Поэтому Хальвен продолжает следовать путем пророчицы, применяя неочевидные и загадочные выражения, наиболее подходящие к реальности. Ее история местами предвзята и не является истиной в последней инстанции. Но нам придется довольствоваться тем, что есть: либо Хальвен удалось сделать эти события понятными для смертных существ, либо их разум просто не предназначен для таких знаний. Мастерам игры оставляется возможность руководствоваться другими источниками, а не изложенной ниже историей. Хальвен раскрывает только мифологию, рассказ о том, как мог быть создан мир. Размытые формулировки оставляют место для полета фантазии, выдумывания иных событий или интерпретации тех, что описаны ниже. Кроме того, следует отметить, что даже Хальвен не застала Первую Эпоху с самого начала. И никто не застал, потому что никто не существовал до начала времен.
Первая Эпоха начинается
Итак, хаос бурлит, пока в какой-то момент не случается нечто странное: где-то устанавливается первый, предварительный порядок, возникают первые закономерности. Позже ученые выделяют в хаосе два основных принципа, названные сикариан (физическая стихийная сила, форма мира, физически и магически материальная) и наиракис (духовная изначальная сила, картина мира, физически и магически не ощущаемая) — эти описания явно несовершенны, но для начала их достаточно. Именно эти два принципа, названные вами в итоге Суму и Лос, являются первыми, основополагающими Бессмертными, фундаментом для всех последующих существ и всех бессмертных — а позже и всех смертных — и частью их самих. Я даже скажу, что они настолько фундаментальны, что присутствуют в каждом из нас. Это одновременно почва и семя творения — все вырастает из них, и каждая вещь подчиняется определенному принципу.
Как только два этих принципа формируются, начинается упорядочивание. Где оно возникает, образуется порядок: в бушующем хаосе устанавливается мир с определенными правилами. Многие правила изначально противоречат друг другу и вступают в борьбу за главенство. Это то, что вы считаете борьбой между матерью Суму и отцом Лосом, хотя она лишь часть того, что происходило на самом деле. Лучше объяснить это на примере элементов: изначально их только два — свет и тьма. Но затем возникает порядок, в котором вся материя делится на три элемента: твердые, мягкие и жидкие, и это разделение столь же верно и точно, как и прочие — но все же существует только такое разделение. Далее возникает следующее правило, что все состоит из элементов воды, воздуха, горных пород и жизни, и это так же верно, как и более позднее разделение на сотню с лишним различных элементов, таких как железо, серебро и уголь по отдельности.
Борьба различных законов длится половину эпохи, и лишь постепенно некоторым системам удается добиться преобладания над другими. Я видела все это гораздо позже, и даже не уверена, что понимаю суть происходившего… но я понимаю последствия.
Другие миры
Хотя это не важно для истории Авентурии, но не секрет, что Дере — не единственный существующий мир. Скорее всего, в других точках хаоса возникли другие миры. Подробности их образования не имеют значения, но следует отметить, что развитие различных миров идет независимо друг от друга. Это потому, что в иных мирах могут действовать иные законы природы.
Лишь в более позднее время возникают связи с разными мирами через Лимбус в качестве промежуточной среды. И становятся возможными путешествия в Мир Фей и прочие миры. Нужно понимать: каждый из этих миров стремится к своему порядку, а так как они отделены друг от друга, время в Мире Фей, например, течет иначе, чем в Авентурии или Мираноре.
Бессмертные
Когда установился порядок, смогли возникнуть первые сущности. И первые существа изначально были без формы и тела. Да, тогда появилась и я сама. Или, скорее, то, чем я стала с течением времени. А так как принципов старения и смерти еще не имеется, возникшие в тот период существа бессмертны.
Вскоре выясняется, что каждое из этих существ имеет собственную природу, собственный характер. Есть более мощные и более слабые, есть любопытные и безразличные; некоторые, чувствительные к определенным элементам или принципам, имеют разные природные особенности или внешний вид. И все имеют право формировать мир вокруг себя, по собственным ожиданиям и потребностям. Но там, где двое из нас встречаются, возникают множественные несогласия, так как некоторые пожелания и идеи отдельных сущностей несовместимы. И весь мир начинает конфликтовать: бессмертные действуют друг против друга и сводят достижения друг друга на нет. Не обязательно это происходит по злобе, а просто по необходимости развивать мир — независимо от того, насколько действенна была прежде какая-либо иная форма. Таким образом, мир находится в постоянном движении, и даже законы природы, которые только что были установлены, чуть позже могут оказаться недействительными.
Бродячие горы и живые леса?
Когда смертные сталкиваются с вещами, недоступными их пониманию, легче ограничиться простейшими объяснениями, чем разбираться в истинных причинах. С подобной простотой смертные Авентурии придумали легенды, в которых гиганты ростом в сотню миль бродили по миру, а если прилегли отдохнуть, то становились горами. А почему бы нет? Всякая фантазия содержит зерно истины.
Абсолютно маловероятно, что гора или река когда-нибудь встанет и пойдет гулять по свету. Даже, если в легендах они связаны с Раштулем, Сокрамор или Яквиром. Возможно, эти географические объекты одушевлены, но никак не в виде гигантов, образовавших ландшафт. Впрочем, совершенно верно, что многие горы, реки и озера заполнены (или когда-то были заполнены) сущностью бессмертных.
Если один из нас, бессмертных, принимает физическую форму, помещая свой дух в нечто, в основном гигантское — это нравится как-то само по себе — разве это неправда? В конце концов, «принимать форму» почти всегда означает, что мы превращаемся в нечто сущее. Это могут быть горы (или просто гора), река, озеро или родник. Мы и были тем, что сформировало эти понятия. Через нас мир стал обретать форму. Именно так, даже если это кажется вам почти невозможным. Река, заполненная бессмертным, воспринимается как водянистая полупрозрачная фигура в своей постели. Он ощущает то, что происходит внутри и вокруг него. Иногда, во время внезапного наводнения, вода в реке поднимается, пожирая всех, кто подходит слишком близко к ее берегам. Это делает бессмертный с помощью реки, находящейся в его распоряжении.
Мне проще объяснять, потому что в конце концов я сама выбрала в качестве дома небольшой горный хребет, который люди позже назвали Троном Хальвен. Ни у одной из вершин этой горы не было ни ног, ни рук, и даже лицо вы бы искали напрасно. Найденное когда-то в пещере этих гор огромное сиденье с каменной фигурой — не моя идея, а скорее всего люди высекли этот образ из скальной породы для лучшего восприятия моего образа. То, что вы сегодня называете Троном Хальвен было лишь местом, откуда мне нравилось наблюдать за миром, чтобы потом вступить в контакт со смертными. И только тогда, когда я считала это необходимым. Хотя мне самой до конца непонятно, то ли я сформировала ту местность, то ли бесчисленные посетители, принятые мною за все время.
Даже без глаз и ушей я могла ощущать, что происходит в моих горах. И я имела власть — хотя способность формировать свое окружение со временем ослабевает, но власть над горами и скалами я не теряла. Я могла вызвать камнепад, чтобы не допустить в свои долины и ущелья существа, нежелательные в моих владениях — или вовсе похоронить их под валунами, если они были мне не по нраву. Я могла призвать бурю или успокоить ее. Я могла заставлять биться источники или дать им иссохнуть, могла легким содроганием создавать новые ущелья и пещеры. Когда мне хотелось, я приближала к своему порогу лес и луга с резвящимися животными.
Смертным следует напомнить, что существа подобные мне имеют иные понятия о времени. Если я выращивала лес, то так, чтобы он не появился уже на следующий день — хотя это было в моих силах, но обычно для спешки не было никаких оснований. Проходили сотни лет, прежде чем лес начинал выглядеть так, как я хотела. И все же, это занимало у меня не больше того, что вы называете мгновеньем, потому что мое желание исполнялось присущей мне силой наиракиса, стоило лишь подумать, какую форму принять лесу.
Поэтому большинство бессмертных мало заботят судьбы отдельных смертных. Разве вас интересует сломанная травинка на вашем пути? Тогда почему бессмертный должен интересоваться голодающим или замерзающим человеком? Но если вы замечаете не травинку, а красивый пышный цветок, то, скорее всего, обойдете его, чтобы не раздавить. Так и с бессмертными. Но то, что бессмертный считает красивым цветком, каждый понимает по-своему.
В прежние времена многие ландшафты имели собственных «богов-охранителей», то есть одушевляющих и защищающих бессмертных, но все постепенно изменилось. Хотя мы зовемся бессмертными, но это не значит, что мы не стареем. Наше бытие может завершить смерть или даже нечто худшее. На протяжении веков происходили страшные войны, стоившие некоторым из нас существования. Многие, кто не был полностью уничтожен в бою, потеряли столько мощи и силы, что полностью канули в безвестность. С человеческой точки зрения можно сказать, что они спят. Это верно в том смысле, что длительный отдых способствует восстановлению, так что эти бессмертные могут однажды вернуться в строй. Но даже подобные «спящие» бессмертные по-прежнему влияют на свое окружение, хотя в небольшой степени. Для меня все было иначе, потому что в своей любви к этому миру, и особенно к смертным, я избрала тело великанши, чтобы закрепить свое здешнее существование. И именно по этой причине вы сейчас не видите меня, хотя я нечто большее, чем просто великанша.
Бессмертные как принципы
Еще труднее объяснить природу бессмертных, которые выбрали не ландшафты, а принципы, такие как любовь, ненависть, плодородие или борьбу. Вы, люди, видите Рахью, воплощение любви, в основном в образе красивой и очень чувственной женщины, прежде всего потому, что это связано с вашими потребностями. Рахья не имеет тела. Она лишь то, что есть суть любви — и да, это означает, что она одновременно присутствует во многих местах. Но есть места, где ее присутствие особенно сильно, и по разным причинам. Там чаще вспыхивает взаимная любовь.
И то же самое относится ко многим другим бессмертным.
Пол бессмертных
Когда мы были созданы бессмертными, не было никаких различий между мужскими и женскими особями. Соответственно, у нас нет пола. Но здесь воображение (или, возможно, отсутствие воображения?) заставляет вас, смертных, уточнять для каждого бессмертного, мужчина он или женщина. Любопытно, но вы не всегда последовательны: например, Симия у одних народов — женщина, у других — мужчина; это относится и к Маде. После того, как два народа вступают в контакт друг с другом и рассказывают о своих «богах», часто возникает большая путаница, в худшем случае приводящая к жестоким конфликтам.
Вряд ли вам понравится, если я скажу о Прайосе: «оно спорило с Хесиндой». Поэтому для простоты я оставлю имена и пол, которыми вы, люди, наделили бессмертных. С течением времени эти представления утвердились в известных вам ныне культурных кругах… и большинство из нас не прочь соответствовать вашим стремлениям кого-то считать мужчинами, кого-то женщинами. Это отражение вашего желания судить о нас и нашем облике по своим собственным понятиям. Или того, как мы хотим выглядеть на ваших изображениях. И, конечно, мы всегда показываемся народам и культурам в таком виде, чтобы приятно было глазам смертным, иначе разве бы вы нас слушались? И я уверена, что нас сформировало ваше поклонение, как уверена в том, что Мада был настоящим парнем, даже если самая влиятельная культура Одиннадцатой эпохи говорит об этом божестве, как о женщине. И нет, я не понимаю, почему так. Для меня это просто очевидно. Возможно, этот образ сформировался в моей голове после того, как я приняла образ великанши. Наверно, моя собственная телесная форма, руководствуясь в основном глазами, вызвала потребность в таком разделении полов. Не могу сказать…
Дети Бессмертных
Изначально бесполые, мы, бессмертные, не имеем детей в понимании смертных: не бывает диких оргий, после чего бессмертный в течение времени, не измеряемого днями, неделями и месяцами, таскает перед собой огромный живот, чтобы, наконец, произвести вопящего младенца-бессмертного. Нет, это все доказывает лишь ограниченность вашей фантазии и вашу сексуальную озабоченность.
Когда бессмертный создает новое существо, он не нуждается ни в партнере, ни в брачных ритуалах, ни в последующей заботе о благосостоянии семьи, что для большинства из вас, смертных, является обычным делом. Мы просто создаем существо в соответствии со своими представлениями. Все смертные расы, даже вы, люди, созданы именно так… ну, почти все расы. Но об этом позже. Порождение других бессмертных существ на самом деле происходит точно так же, но требует намного больше сил и старания. Тем не менее, процесс создания не имеет ничего общего с совокуплением и беременностью. Случается, что несколько бессмертных вместе создают новое существо, но это скорее исключение, чем правило. И да, иногда требуется время, чтобы духовное дитя смогло явиться миру. Некоторые из важных бессмертных появились благодаря совместными усилиями других бессмертных — и тут можно говорить о своего рода партнерстве, хотя оно не имеет ничего общего с вашей сексуальной активностью.
В ряде легенд говорится, что бессмертный сошелся со смертным, после чего появился ребенок — в особо образных повествованиях речь иногда идет о том, что дитя было выношено другой (смертной) матерью. Ну, как говорят ваши мудрецы, в каждой легенде есть зерно истины. Но чаще — всего лишь зернышко. В большинстве случаев это лишь фантастические допущения. Я не исключаю, что бессмертные создают новых бессмертных не просто выпуская их в мир и «вручая» смертным женщинам, а, либо наделяют имеющегося ребенка своей внеземной искрой, делая его бессмертным, либо просто помещают сущность в избранное тело. Понимают ли матери, что происходит, зависит от воли случая. Доброжелательные или творческие бессмертные, безусловно, в состоянии обставить действо видениями и иллюзиями, благодаря которым мать считает, что испытала невероятный акт любви. И пребудет всегда в милости.
Здесь я промолчу, как появился Ишьятралин, мое детище, он же, как вы знаете, мой сын Скалодробитель. Пусть это останется моим секретом, единственным, а вы считайте это результатом принятия мною телесной формы.
Смертные, бессмертные и боги
Мы уважаем мнение Хальвен, но в данный момент необходимо немного разобраться со смертными, бессмертными и богами. Черное Око четко разделяет все существа на следующие категории: смертные, бессмертные и боги.
Большинство существ преходящи: смертные рождаются и позже умирают. Крайне редко, но вполне возможно, что при жизни они возвышаются над обыденностью и становятся бессмертными. Таким образом, бессмертным можно родиться, но они также могут быть и созданы — первое такое существо появилось в Первую Эпоху. Бессмертные не просто стары, но и очень могущественны. Их жизнь не заканчивается сама по себе, но бессмертного можно уничтожить и прекратить его существование. Бессмертные даже могут стать богами. Вопреки распространенному мнению, бытующему в Авентурии, есть только две формы бессмертных существ: бессмертные и боги. Гиганты и полубоги являются лишь понятиями, используемыми различными конфессиями, но суть их едина: это бессмертные. Важнее, как эти существа получили свою силу, особенно, если от непосредственного акта Сотворения Мира. Бессмертные наделены кармой, упорядоченной силой, которая исходит от наиракиса. Они могут использовать карму для себя и своих нужд. Боги же способны управлять кармой, просто передавая ее другим бессмертным или даже смертным, отстаивающим их принципы. Боги как раз и воплощают эти всеобъемлющие принципы. Их существование не заканчивается, и они практически не уничтожаемы. Впрочем, бывает так, что воплощение погибает или пропадает, но принцип все равно всегда сохраняется. То, что бог может возлюбить другой принцип и отказаться от прежнего, похоже, не оказывает никакого влияния на мир.
Боги, для которых Альверан является родиной, обладают огромным запасом кармы, а те, кто имеют чертоги в Божественной Крепости — почти неисчерпаемым. Даже богам, которые не живут в Альверане, доступна карма в чрезвычайно большом объеме. На протяжении веков в Альверане жили разные боги, и уход оттуда не обязательно означает, что божество перестает быть божеством.
Карма, божественная сила, в основном нейтральна. Она доступна каждому, кто знает, как привести ее в действие: таким образом любое существо может использовать ее в целях, отвечающих сути одарившего кармой божества. Благодаря тому, что карма фокусируется принципом, воплощаемым почитаемым божеством, через литургию Великого Испытания Души ее получит именно тот посвященный, который распознан своим богом. И так она передается всегда, без разницы, черпают ли кармическую силу посвященные Свафнира или Нандуса.
Какие боги, какие полубоги?
Либо по наивности, либо по незнанию или даже умышленно, но ваши жрецы, прежде всего культов Двенадцатибожия, весьма упростили термин «бог»: мол, те двенадцать существ, которые ныне правят в Альверане, являются двенадцатью богами, и они же — единственные боги. Но это не совсем так — ведь даже жрецы Двенадцати признают существование Безымянного, как они его называют. Наверно, они ввели понятие полубогов, чтобы просто признать те существа, которые не являются частью пантеона, но которые настолько влиятельны, что их нельзя игнорировать.
Строго следуя постулатам вашего Двенадцатибожия, получается, что богами названы двенадцать существ, возникшие якобы из первых слез Лоса.
В том же контексте термин «гиганты» присвоен тем, кто считается первыми детьми Суму. Некоторые из гигантов — опять же, по традиции Двенадцатибожия — позже стали богами (в смысле, правителями Альверана). Кроме того, в человеческой терминологии есть понятия «полубогов», происшедших от богов и живущих в Альверане, но не правящих, и «альверанцев», преимущественно тоже полубогов, но не обязательно.
Надеюсь, вы согласитесь, что использование столь нечетких определений не украсит эту хронику. Я называю все бессмертные существа, появившиеся в Первую Эпоху, просто бессмертными. Они отличаются от богов, которые возникли в то же время, тем, что боги могут передавать упорядочивающую силу. Число богов изменчиво, и в настоящее время в Альверане правят двенадцать из них. То, что вы называете полубогами, в моих глазах просто бессмертные сущности, возникшие после Первой Эпохи. Они либо были созданы бессмертными (одним или несколькими), либо возникли сами по себе, либо боги наделили даром бессмертия неких смертных.
Дети богов и полубоги
Во избежание недоразумений, мы хотим уточнить кое-какие высказывания Хальвен. Ибо статус значительного числа полубогов среди приверженцев различных культов почти обесценился. На самом деле здесь смешались совершенно разные понятия.
Во-первых, во многих религиях возникла проблема, как объяснить наличие других божеств, помимо непосредственно входящих в «основной состав» (например, Двенадцать богов). Отрицать их существование невозможно. Поэтому их быстро превратили в детей богов собственного пантеона. Этим изящным трюком объясняется божественность таких существ, а также отсутствие опасности для устоявшейся структуры власти в пантеоне. В результате, бессмертные, признаваемые религиями, но не из числа основных почитаемых богов, стали известны как полубоги. В религии Двенадцати богов, например, это Кор, Лефтан, Нандус, Мада, Свафнир и Авес. Или Мокоша, если говорить о существах, почти не почитаемых последователями Двенадцатибожия. То, что происхождение «полубогов» часто сопровождается красочными истории, в которых боги задорно соблазняют друг друга и даже заполучают особо привлекательных смертных в свои спальни, является лишь частью легенды. Возможно, иногда такое случалось, но, возможно, все происходило иначе. Таким образом, «полубог» — это авентурийский термин, который может относиться как к богу, так и к бессмертному, в зависимости от пантеона верующего.
Другую группу тех, кого часто называют полубогами, составляют существа, созданные бессмертными и наделенные силой, обеспечивающей их собственное бессмертие. Их создание связано с огромными издержками, потому что творцу приходится наделять «ребенка» частью своей собственной силы. Неудивительно, что существует совсем немного подобных созданий. Известным примером такого полубога служит Укури, созданный Прайосом. К ним же относятся Великие Драконы и многие альверанцы.
Наконец, полубогами часто называют смертных, которым было даровано бессмертие. В эту категорию попадает Сатинав, известный в позднейшие времена как ящер-маг Ссад’Навв.
Имена — пустые слова
Здесь я должна отметить, что бессмертные не имеют имен. Так как они не нуждаются в языке для общения друг с другом, то им не нужны и слова для обращения. Одной их воли достаточно, чтобы абсолютно безошибочно связаться с нужным существом или описать его, причем лучше, чем с помощью какого-либо имени. Смертным, однако, требуется всему раздать названия, чтобы иметь возможность говорить об этом. И, разумеется, они также дают имена бессмертным. Но так как они не осознают полностью природу бессмертных или не способны ее понять, то многие имена бессмертных соответствуют лишь некоторым из их аспектов. А одни и те же бессмертные для разных смертных могут выступать под различными именами, что так же очевидно. И даже характеры, которыми наделяют их разные народы, могут быть очень разными, что тоже логично. В последующем описании я буду использовать имена, которые вам известны лучше всего. Довольно упрощенно, но не стоит забывать, что это лишь единичные варианты бесчисленных имен, которые носят бессмертные.
Сила имени (комментарий редакции)
В этом месте мы должны поспорить с Хальвен. На самом деле, имя бессмертного называется Истинным Именем. У Хальвен есть веские причины скрывать этот факт, просто для самозащиты. Потому что Истинное Имя является сутью бессмертного, и это один из наиболее охраняемых секретов Творения. Не каждый бессмертный понимает или знает свое Истинное Имя.
В легендах и мифах Авентурии утверждается, что Истинное Имя есть у всех существ, а, возможно, даже у всех вещей. Это не просто слово или набор символов и слогов, а скорее некое описание, которое иногда может иметь вид артефакта или загадки. Возможно, это часть божественности, когда существа, осведомленные о своих Истинных Именах, получают дополнительное могущество и могут использовать его для достижения своих целей. Можно также предположить, что боги, добившиеся в течение веков наибольшего влияния, осознали собственные Истинные Имена или даже узнали их полностью.
Разум не всякого смертного способен понять Истинное Имя, а особо могущественные имена могут вовсе не открыться смертному. Помимо чистого суеверия, запрещающего даже упоминать имена архидемонов, существует настоящая магия имен, правда, известная лишь нескольким народам Авентурии, в основном — призыва элементов или демонов. Магические существа, типа фей, кобольдов и эльфов, часто обладают Истинным или Духовным Именем, знание которого дает власть над ними. Применительно к бессмертным все гораздо сложнее, потому что даже единственный компонент их Истинного Имени, ставший известным другому, может привести к более серьезным последствиям. Остается лишь догадываться, насколько великий ущерб понесет бессмертный, если часть его имени будет утеряна, разрушена или повреждена. Поэтому подобные сущности ревностно оберегают свои Истинные Имена, служащие ядром их власти и существования. Вполне возможно, с этим связаны взлеты и падения бессмертных или богов. Вероятно, так и случилось, когда боги лишили имени Золотого бога, для всей последующей мифологии провозгласив его Безымянным. И, скорее всего, потому Золотой бог стал таким могучим, что знал свое имя и мог использовать его силу.
Поэтому многие бессмертные и боги держат свои Истинные Имена в большом секрете и даже прячут их по частям в разных уголках мира. Создав подобные «опоры мирозданья», они становятся менее уязвимыми для злоупотреблений с их Истинными Именами. Загадки, оставленные миру богом Нандусом (смотри ниже), являются одной из форм осколков имен. Это обстоятельство, вероятно, послужило основой авентурийских верований, что полубога можно уничтожить, разрушив связанный с ним артефакт. Так как почти во всех сказаниях подобные артефакты в основном выступают как возможные воплощения осколков имен.
Даже простые смертные могут иметь Истинное Имя или приобрести его в течение жизни. Однако магические существа лишь в редких случаях используют возможности Истинных Имен простых смертных для усиления их мощи.
Пара бессмертных
Никто не подсчитывал, сколько бессмертных было создано в начале времен, хотя я полагаю, что Кха и Нандус точно знали их количество и принципы. Большинство из них давно забыты — либо потому, что больше не существуют, либо потому, что их просто никто не помнит. Некоторые были верными соратниками, другие пытались обмануть меня, чтобы заполучить еще большую силу. Удивительно, но даже я не знаю всех бессмертных, а кого-то забыла или стерла из памяти, потому что встречи были слишком болезненными. Едва ли я хоть на миг избавлюсь от вечного гнева на Пирдакора, затмевающего все мои мысли, тем не менее, я помню и другое. Помню, что ценила Фульдигора как стоического хранителя и наблюдателя, поэтому время от времени прибегаю к его взгляду на вещи, особенно когда меня грозит захлестнуть собственная ярость.
Боги и бессмертные
Хальвен произвольно перечислила бессмертных, сыгравших особую роль по ходу времени. Ниже мы приводим этот список (на самом деле неполный) бессмертных и богов, их принципов или компетенции, чтобы вы могли использовать его в игре. Многие из этих существ постоянно появляются в легендах разных народов. Из списка видно, что несколько бессмертных одинаково заинтересованы в разных областях. Естественно, что разногласия бессмертных и их последователей приводят к соперничеству (хотя, не обязательно), но так и было задумано.
- Авес: непоседливость, путешествие, торговля
- Анхатеп: сила, охота, пропитание
- Аркан’Сцин: закон, ночь, неуступчивость, знания
- Aрнгрим: плодородие, прорыв
- Бильмареш: хитрость, яд, неизбежность
- Бильхара: плодородие, урожай, исцеление
- Бишдариэль: сон, грезы, прорицание, смерть
- Борон: смерть, забвение, тьма, грезы
- Брацораг: скотоводство, мужественность, солнце, прочность, борьба
- Золотой бог: господство, мощь, лидерство
- Ингеримм: огонь, руда, усердие, упрямство
- Ифирн: дикая местность, путешествие, весна, общность
- Камалук: охота, выносливость
- Каука: воздух, буря, грубая сила
- Кор: ярость, война, бойня, беспощадность, стойкость
- Красный Хвост: огонь, изменение, выдумка
- Кха: правила, законы, неизменность
- Лефтан: половое сношения, мужественность
- Лиска: мир, сон, взаимопонимание
- Мада: магия, свобода, самоопределение
- Марбо: смерть, мир, забвение, духи
- Митрида: месть, борьба, общность
- Мокоша: общность, дружба, усердие
- Моуоун: движение, море
- Нандус: знания, познание
- Нуминору: бесконечность, море, равномерность
- Нурти: гумус, жизнь, изменение, начало
- Огерон: борьба, гнев
- Ойо’Сомбри: скрытность, тайны, вероломство, коварство
- Перайна: гумус, растения, плодородие, исцеление
- Прайос: огонь, свет, истина, повиновение
- Рангильд: верность, любовь, дружба
- Раник: игра, радость, распущенность
- Рахья: чувственность, опьянение, красота, искусство
- Раштуль: руда, прочность, верность
- Рейсграм: охота, ловкость, скорость
- Рондра: борьба, гроза, храбрость
- Сатинав: время, бесконечность
- (Т)Сатуария: жизнь, защита, гнев, тайная общность
- Свафнир: море, приливы и отливы, сила, темперамент
- Седая Шкура: материнство, милость
- Серый Клык: месть, воздаяние, охота, гнев
- Симия: обновление, творчество, мастерство, ловкость
- Сокрамор: ночь, тьма
- Тайрах: смерть, кровь, гнев, время, магия
- Травия: мир, гостеприимство, община, дом и очаг
- Тса(туария): жизнь, гумус, плодородие, творчество, рождения
- Фекс: магия, туман, хитрость, загадка, ложь
- Фирун: холод, лед, смерть, покой
- Хальвен: знания, прорицание
- Харипта: вода, море, морские животные
- Хацафар: прочность, руда
- Хесинда: знания, мудрость, перемены, магия
- Хризир: воздух, буря, полет, дальновидность
- Эфферд: вода, море, погода, изменение